Инициатива за официальное признание Тенгрианства как одной из официальных религий Республики Казахстан

WhatsApp-канал
Инициатива за официальное признание Тенгрианства как одной из официальных религий Республики Казахстан

1111 подписали. Распечатать результаты.

Я поддерживаю 906
Я против инициативы 205

24.04.2024, автор Еспенбетов Ерлан Уразбекович.

Уважаемые граждане Казахстана! К Вам обращается житель города Алматы Ерлан Еспенбетов, я являюсь основателем центра по изучению древнетюркской рунической письменности, культуры и истории Turk Tengri и магистрантом Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Став одним из авторов методики по обучению тюркской рунике для начинающих за 1 час, мною было обучено свыше 20 000 человек по всему миру. С лекциями по популяризации нашего письменного наследия я выступал на различных конференциях, интервью и культурных мероприятиях не только в Казахстане, но и за границей. Однако к моему большому сожалению, я вынужден признать, что тюркская руника на данный момент интересна только лишь очень небольшому количеству граждан нашей страны. Более того, обращаясь за поддержкой нашей гражданской инициативы по возрождению письменности древних тюрков к различным международным тюркским организациям, министерствам и лично руководству Республики Казахстан, мы также не получили какое-либо содействие с их стороны.

Долгое время я пытался понять причины нынешнего статуса тюркской руники и в итоге пришел к выводу, что она не будет востребована в обществе пока не получит официальный статус – священного письма тенгрианства, ведь любая древняя письменность в период своего возникновения была важнейшим атрибутом разных религиозных течений. Например – арабское письмо является священным для мусульман, латиница и кириллица для католиков и православных соответственно, а иврит – символ иудаизма.

Также хочу отметить, что, исследуя древнетюркские текста я стал детальнее изучать и основы государственной религии древних тюрков – Тенгрианства. В последние годы, в Казахстане повсеместно увеличивается число приверженцев Тенгрианского вероучения, сформировавшегося и достигшего статуса государственной религии в период возвышения ряда древнетюркских каганатов и империй в ранее средневековье. Предполагается, что количество граждан, открыто идентифицирующих себя как тенгрианцы достигнет более 1 (одного) миллиона человек уже через несколько лет. Данное видеообращение посвящено теме признания Тенгрианства в качестве одной из официально зарегистрированных религий в Республике Казахстан, наравне с Исламом, Христианством, Иудаизмом и Буддизмом. На первый взгляд, высока вероятность, что концепция о присвоении Тенгрианству легального статуса может стать актуальной проблемой из-за теоретических опасений по поводу религиозного «раскола» общественности страны в целом. Однако, как показывают годы Независимости, в Казахстане как светском и демократическом государстве гармонично соседствуют различные конфессии и верования, что лишний раз подчеркивает решительную позицию страны в отделении института государства от института религии.

К сегодняшнему дню в Казахстане официально зарегистрированы свыше 3 900 религиозных объединений, которые представляют 18 конфессий. В их число входят как крупные мировые религии (Ислам, Христианство, Буддизм), так и вероисповедания с небольшой по численности приверженцев среди граждан РК: Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня (мормоны), Свидетели Иеговы, Буддизм, ново апостольская церковь, Общество сознания Кришны, Иудаизм, Церковь объединения (муниты) и Бахаи.

Важно отметить, что вероучение некоторых вышеперечисленных организаций аналогично с учением неортодоксальных направлений в христианстве или индуизме, но отличается своеобразным трактованием некоторых религиозных догматов, что существенно затрудняет их классификацию. В частности, отдельные исследователи и религиоведы причисляют некоторые организации к сектам, что разделяет мнение большинства граждан РК по данному вопросу. Несмотря на это обстоятельство, эти общины продолжает законно вести свою деятельность.

Необходимо особо подчеркнуть, что духовные центры всех перечисленных нами религий, располагаются далеко за пределами Казахстана. Например, священными местами христиан являются Иерусалим и Ватикан, мусульман – Мекка, Медина, Иерусалим, буддистов – Бодх-Гая и Лхаса. К сожалению в нашей стране практически не уделяют должного внимания Тенгрианству, по всей вероятности единственного учения, в первую очередь ориентированного под местные климатические и природные условия, реалии жизнедеятельности и сформировавшегося как религиозно-политическая идеология во времена Великого Тюркского Каганата в VI веке с сакральными местами расположенными в Центральной Азии, к примеру: Тянь-Шань / Тенгри таг пик Хан-Тенгри или местность Отукен.

Тенгрианство (древнетюркское «Тәңріліг» / каз. «Тәңрілік» — это открытое мировоззрение, имеющее свои внутренние устои и связи с современными духовно-нравственными системами. Термин «тенгризм / тенгрианство» впервые использовал казахский ученый Чокан Валиханов, также это определение позже применяли французский востоковед Жан-Поль Ру и Олжас Сулейменов. Без сомнений, Тенгрианство может выступать как элемент культурной и цивилизационной самоидентификации в условиях становления многополярного мира как казахского народа, так и всех тюрко-монгольских народов в целом. Древнетюркская культура из-за своего особого географического положения в самом центре Евразии, являлась по сути «мостом» между Западной и Восточной цивилизациями. Во время становления Тюркского каганата, тенгрианство явно приобрело монотеистическую форму для обеспечения политического единства.

Некоторые исследователи полагают, что Тенгрианство - одна из древнейших религий мира, возможно это и действительно так, но к данному моменту времени, сторонникам этой версии лучше опираться на достоверные древнетюркские письменные свидетельства.

Многие известные ученые Казахстана, имеющие «авторитетное» мнение в народе, попросту игнорирует все научные материалы и доказательства, связанные с темой Тенгрианства, возможно по своим личным религиозно-идеологическим убеждениям, либо из-за нехватки базовых знаний как в истории самих древних тюрков, так и в их руническом письменном наследии.

Более того, внутри самой тенгрианской общины существует различные взгляды на интерпретацию классификации современного Тенгрианского движения. Одна группа видит Тенгрианство в качестве веры и мировоззрения, другая, напротив, является сторонниками его возрождения и присвоения статуса официальной национальной (этнической) религии тюрко-монгольских народов. Как показывает наблюдение, некоторые граждане не признающие Тенгрианство как религию, имеют не только «поверхностные» (или даже дилетантские) знания как в историческом наследии древних тюрков, так и в самой научной терминологии в целом. Многие из них действительно не знают истинного смысла, сходств и различий между понятиями «Вера», «Мировоззрение» и «Религия». Более того, нередко последователей Тенгрианства даже в научной среде именуют «шаманистами». С нашей точки зрения такая умышленная фальсификация названий крайне недопустима. Во избежание дальнейших недоразумений, важно сразу подчеркнуть различие между тенгрианством и шаманизмом. Шаманы (Бақсы) помимо Тенгрианства, играли заметную роль в социальной жизни также во многих культурах. Шаманизм – это не более чем деятельность отдельной личности или определенной группы, владеющей особымы навыками, к примеру лечение, предсказание, духовное наставничество и до появления в научной терминологии понятия термина «тенгрианства», русские и европейские исследователи, шаблонно обозначали культовые обряды кочевых племен шаманизмом. В племенной структуре шаман безусловно обладал огромными полномочиями, но уже в период становления древнетюркской государственности, основанной на традиционном мировосприятии и несмотря на большое общественное влияние, у шаманов был все-таки ограниченный доступ к власти. Даже согласно древнетюркским письменным источникам, шаманы ни разу не упомянуты как ключевые государственные деятели. Буквально, можно сказать следующее: шаманизм – это всего лишь вера в способности шамана входить в контакт с миром духов и получать определенные ответы на запросы, в то время как тенгрианство – это уже целый комплекс определённой системы взглядов, обоснованной на вере в трансцендентные силы, вобравший в себя свод моральных норм и типов поведения, традиций и культово-обрядовых действий.

Надо признать, пользуясь неосведомленностью населения касательно исторических основ и фундаментальных принципов Тенгрианства, под видом псевдотенгрианских проповедей и собраний, действительно могут продвигаться различного рода сектантские или даже радикальные учения, угрожающие целостности и национальной безопасности Республики Казахстан. На сегодняшний день у тенгрианской общины Казахстана нет собственного места («Тенгрилиг» – досл. «Храм») для регулярных собраний тенгрианцев. В древности Тенгрианцы собирались в определенных священных (часто удаленных) местах для совершения обрядов и ритуалов, однако в нынешних реалиях урбанизированного общества, возросла потребность постройки Тенгрилига непосредственно в городской черте. Собственное Тенгрианское религиозное объединение поможет урегулировать многие волнующие в последнее время общества вопросы, а также будет активно препятствовать развитию маскирующихся под видом Тенгрианства сектантских течений. Заслуживает внимания тот факт, что даже на пике своего возвышения, исторически приверженцы тенгрианства без особого прозелитизма почтительно относились к религиозным убеждениям своих подданных и покоренных ими народов. Поэтому и в наши дни большинство представителей тенгрианской общины также очень уважительно относятся ко всем мировым религиям.

Название «Тенгри» от древнетюрк. «Тәңрі» — зафиксировано в древнетюркских рунических памятниках и встречается более 150 раз. На протяжении тысячелетий племена тюрко-монгольского происхождения, поклоняются небу (тенгри), который является олицетворением всех высших сил природы. Концепция Бога «Тенгри» с ее символической системой, связанной с небом, была более абстрактной, загадочной и даже мистической, чем персонифицированное понимание Бога в христианстве. В современной терминологии обозначает «Небо», «Небесный дух» и «Бог». Иногда тюрки также использовали термин «Көк» (древнетюрк. 𐰚𐰇𐰚), который как раз и больше подразумевал собой не только «Голубой», «Небесный» цвета, но и само «Небо», «Небосвод». В философском понимании слово «Көк» часто выступало для обозначения вещей, созданных природой (неискусственно). Символично то, что благодаря именно расшифровке первых 2-х слов в Орхоно-Енисейских текстах «Тенгри» ‏𐱅𐰭𐰼𐰃‎ и «Тюрок» ‏𐱅𐰇𐰼𐰜, датский тюрколог Вильгельм Томсен в конце XIX века смог доказать мировой научной общественности, наличие у древних тюрков собственной системы письма. Для примера можем рассмотреть 1 (первую) строку стелы Культегина (Малов, 1951:21):

«Өзе Көк Тәңрі асыра жағыз жер қылынтақұда екін ара кісі оғұлы қылынмыс кісі оғұлынта өзе ечүм апам Бұмын қаған Істеми қаған олурмыс олурупан Төрүк боданығ елін төрүсүн тута берміс іті берміс».

«Когда наверху Небесный Тенгри, а внизу бурая Земля возникли, сотворен был меж ними сын человеческий. Предки мои Бумын каган, Истеми каган сев на трон, дали праведным подданым (народу) свод законов и права».

Сделав сравнительно-исторический и этимологический анализ религиозного этнонима «Тюрк» от древнетюркского «Төрү», что означает закон, право, можно предположить, что он в начале и обозначался как «Законный», «Праведный» являясь по сути синонимом современного неологизма «Тенгрианец». Практически все мировые религии в той или иной форме оказывали воздействие друг на друга и Тенгрианство играло в этом отнюдь не последнюю роль. Если говорить о мировых цивилизациях (Христианская, Исламская, Буддийская), сформировавшихся на религиозной основе, то впору включить в этот список и Тюркскую (Тенгрианскую). Отличным подтверждением данной гипотезы служит тот факт, что даже современные народы, относящие себя к представителям тюркской группы языков, обладают совершенно различным антропологическим типом лица, от ярко выраженных монголоидов до среднестатистических европеоидов и вероятнее всего и были объединены на базе мощной религиозной монотеистической тенгрианской доктрине. В нашем государстве большинство деятелей науки и культуры практически не придают особого значения религиозной принадлежности всех главных действующих лиц в истории кочевников. Например, последователями веры в Тенгри были Аттила, Бумын, Истеми, Культегин, Бильге Каган, Тоньюкук, Сулук, основатели Болгарского ханства Аспарух и венгерского царства Арпад, Барсбек, Моян Чур, Чингисхан, Джучи, Чагатай, Угедей, Бату, Гуюк, Мункэ, Ариг Буга, Майкы би, Мухали Джалаир.

В качестве доказательной базы нами использовался тщательный анализ транскрипций текстов из оригиналов древнетюркских рунических памятников, благодаря которым могут быть подвергнуты сомнению некоторые исторические «мифы» и «шаблоны».

По Закону РК ни одна из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поэтому тенгрианцы Казахстана как законопослушные граждане страны имеют право на регистрацию собственного религиозного объединения. Важно также отметить, что тенгрианские сообщества в последние десятилетия появились практически во всех тюркоязычных странах, Монголии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Украине и в Российской Федерации. В Астане за последние 20 лет было организовано VII съездов лидеров мировых и традиционных религий, однако из-за отсутствия официального статуса в нем не принимали участие представители тенгрианства. Казахстан, как одна из крупнейших стран тюрко-монгольского мира и наследник кочевой цивилизации, в случае регистрации религии на основе тенгрианского мировоззрения, обладает большими шансами позиционироваться в мировом сообществе как духовный и религиозный центр мирового Тенгрианства. Данный факт положительно скажется на развитии религиозно-паломнического туризма по святым местам страны.

В связи с этим, в качестве эксперта по древнетюркской культуре и истории, я уже много лет являюсь одним из основных представителей тенгрианской общины в научно-культурном сообществе нашей страны. Вместе с моими коллегами я также отношусь к убежденным сторонникам создания официальной религиозной организации, действующей согласно Конституции РК и имеющую определенные права и обязанности. Согласно законодательству, Республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пяти тысяч граждан Республики Казахстан, представляющих все области, города республиканского значения и столицу, численностью не менее трехсот граждан Республики Казахстан в каждом из них, а также имеющее свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на всей территории Республики Казахстан.

Уважаемые Казахстанцы! Если Вы действительно разделяете нашу точку зрения касательно статуса Тенгрианства, просим Вас поддержать нашу инициативу по поводу официальной регистрации Республиканского Тенгрианского Религиозного Объединения «Тенгри Эль» / каз. «Тәңрі Елі» в соответствии с Законом Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV и рассмотреть мою кандидатуру в качестве ее председателя! В свою очередь я гарантирую, что приложу все усилия для того, чтобы оправдать ваше доверие. Название «Тенгри Эль» зафиксировано в древнетюркских источниках и означало дословно «Государство, хранимое богом Тенгри», поэтому оно и было выбрано для обозначения данной организации.

Сейчас мы ведем работу по организационным и юридическим вопросам официального признания «Тенгри Эля» и приглашаем всех Вас стать частью нашего ДОБРОВОЛЬНОГО объединения!

Уведомите новостные ресурсы об этой петиции. Только так мы сможем поднять общественный резонанс и обратить внимание властей на проблему.

EN KZ RU

Поддержите других авторов

Требуем исключить монополию в проекте «СЕРГЕК»

95 подписали

25.05.2024

Светское законодательство должно запретить «Брак по шариату»!

76 подписали

18.05.2024

Инициатива за сооружение памятного мемориала и сквера имени Юрия Алексеевича Гагарина в Алматы

374 подписали

18.05.2024

ALASH online » Русский » Инициатива за официальное признание Тенгрианства как одной из официальных религий Республики Казахстан
Получая доступ к сайту общественной организации, вы подтверждаете, что заключаете юридически обязывающее соглашение с нами, принимаете Правила сайта и обязуетесь его строго соблюдать. Ваш доступ к сайту и его использование также регулируются нашей Политикой конфиденциальности.

По другим вопросам пишите на почту alashonline@proton.me и мы вам ответим. Открытую статистику сайта можно посмотреть по этой ссылке.

Telegram Instagram TikTok

© EGOV.PRESS